суббота, 8 марта 2008 г.

5 инструментов, без которых я не могу работать продуктивно

У Алены Сагалаевой увидел приглашение поучаствовать в опросе (спасибо, Алена!). Получилось довольно длинно, так как без комментариев обходиться не умею. :-)

Для начала хотел бы сравнить инструменты, которыми я пользовался в процессе разработки компилятора Си++ (десять лет назад), и теми, с которыми работаю сейчас.

                      1998                    2008
Файловый менеджер     Norton Commander        Total Commander
Компилятор            gcc                     C++/C# из VS
Отладчик              gdb                     Отладчик VS
Текстовый редактор    Multi-Edit              Редактор VS
Ведение версий        CVS                     SourceSafe
Интернет-броузер      Netscape                Internet Explorer
Почтовая программа    Netscape Communicator   Gmail
Персональный организатор                      The Journal, Onfolio


Несколько комментариев.


Файловый менеджер
Я довольно консервативен, да и просто не вижу причин менять привычную парадигму манипуляций с файлами/каталогами. Модель с двумя окнами кажется мне удобной и совершенно адекватной подавляющему большинству практических потребностей. Встроенный в винду Windows Explorer, на мое скромное имхо, безумно коряв с эстетической точки зрения и очень неудобен в работе (даже для рядовых пользователей); даже если потратить довольно много времени на его настройку, результат явно неудовлетворителен. Кстати, никакими плагинами к TC не пользуюсь, может, зря – но времени жалко их выбирать, ставить, пробовать, проверять... Единственный недостаток TC – он довольно медленно работает с большим количеством файлов (несколько сот штук) зараз. Впрочем, может быть, это не он виноват, а нижележащая ОС, но мне лень копаться в настройках самой винды...

Компилятор
Отладчик
Редактор
Ведение версий
Visual Studio, по моему мнению,- очень хорошая интегрированная среда, и я не разделяю практически ни одного из критических замечаний о ней, которые мне приходилось слышать. Inellisense и другие удобства, которые некоторые презрительно именуют "свисточками и звоночками", реально помогают мне программировать и существенно облегчают и ускоряют мою работу. К сожалению, для работы с Си++ и в особенности с ASP.NET уровень поддержки со стороны среды заметно слабее, чем для C#. Версию VS не указываю, так как использую несколько на разных компьютерах.

Так как эти четыре средства можно считать за единую интегрированную среду, то у меня остаются свободные позиции. :-) Поэтому я добавлю в свою версию списка еще кое-что.

Интернет-броузер
Я ни разу не фанат ни самого Микрософта, ни его продуктов, но - опять-таки - считаю, что IE - вполне приличный инструмент, и не испытываю серьезных проблем в работе с ним. Да, иногда он тормозит и даже, бывает, слетает, но кто скажет, что другие приборы всегда быстры и супернадежны? Кроме того, мне важно, что с ним интегрирован Onfolio (см.ниже). Да и вообще, чтобы перейти на другой броузер, мне нужны - кроме простого человеческого любопытства - достаточно весомые причины...

Почтовая программа
Плюсы GMail всем известны - быстрота, простота, надежность - у меня ни разу не было проблем вроде пропажи аккаунта или (части) писем. Письма приходят ко мне и от меня к моим адресатам без заметных задержек, что иногда случалось с другими почтовиками. Вполне приличный спам-фильтр. Плюс, конечно, возможность зайти в него отовсюду, где есть связь.

Однако, рискну и здесь высказать точку зрения, отличную от многих слышанных. GMail, как мне кажется, вовсе не идеальная программа по своему дизайну и практическому удобству. В частности, совершенно не разделяю восторгов насчет "ярлыков" (labels): у меня, например, их штук сто (писем очень много, и нужно же их хоть как-то упорядочивать!), в результате список этих ярлыков вытянулся на несколько экранов вниз. Список примитивно-линейный, и никакого другого решения программа не предлагает. (Не говорю уж о том, что под многими ярлыками на самом деле скрываются письма, которые, будь у меня возможность, я бы распихал в различные разделы!) Поиск по письмам, усердно впариваемый как всеобщая панацея, мне приходилось использовать от силы раза три за все годы работы с GMail, и только в одном случае я нашел, что искал.

Совершенно необходима нормальная, универсальная и всем привычная парадигма иерархического хранилища (папки, попросту). Ярлыки очень удобны и полезны - но только как дополнение к папкам. По невнятной инсайдерской информации что-то подобное должно было появиться еще с год назад, но... до сих пор ждем и надеемся.

Отсутствие необходимости удалять ненужные письма, тоже выставляемое как просто-таки потрясающе революционное свойство - на самом деле очень смешная вещь: совершенно непонятно, почему пользователи должны бурно радоваться этому обстоятельству? Мы ведь все периодически убираем наши рабочие комнаты и рабочие компьютеры от ненужных бумаг (файлов), которые имеют обыкновение скапливаться на столах, в тумбочках и на жестких дисках с необыкновенной быстротой? И что будет, если нам вдруг скажут: ребята, теперь у вас в компьютере огроменный жесткий диск (если надо будет, еще один такой же поставим), поэтому операцию "удалить файл" вам теперь использовать нельзя?.. (Кстати, где-то читал, что поначалу кнопки "Удалить" в GMail не было вообще, и ввели ее с большой неохотой только по настоянию пользователей...)

Вообще, рискуя навлечь на себя шквал критики, скажу о некотором сходстве философии авторов GMail и... языка Си (!!!). Как мне кажется, оба эти инструмента создавались (кстати, и тот и другой - двумя друзьями!) согласно очень схожей философии: то, что удобно нам, авторам, будет, разумеется, удобно и всем остальным - как же может быть иначе? Вот и появилась совершенно безумная по дизайну нотация ("понятная, разве что, специалистам по криптографии", как сказано в одной старой книге), к которой, однако, привыкла тесная компания разработчиков UNIX, и почтовая программа, в которой все письма лежат бессистемной кучей, а единственным средством в этой куче разобраться служит "революционный" поиск нужного письма по куску текста из него, который несовершенная наша память успела запомнить...

Могу предположить: наверное, очень не любили Сергей и Ларри убираться в своих комнатах в университетской общаге - и придумывая свой почтовик, перенесли эту нелюбовь в его дизайн. В самом деле: если мы такие, то ведь и все другие ненавидят наводить порядок в своих вещах и делах!..

Персональные организаторы
(Схитрил: в одну позицию запихал сразу две программы, но они того стоят): The Journal и Onfolio.

Очень долго – несколько лет – искал подходящие инструменты для организации персональных данных, перепробовал, наверное, все, что мог найти в известных коллекциях. Уже надежду потерял, но в итоге все-таки нашел и почти счастлив :-) Не сочтите за рекламу (хотя, собсно, почему бы и нет?)

The Journal (http://www.davidrm.com/) – в нем я веду профессиональный дневник (только для себя), сохраняю наиболее важные письма, готовлю тексты для блога, составляю и веду различные рабочие планы и вообще, храню всю текстовую информацию, имеющую отношение к моим проектам. Очень удобная программа: то, что действительно важно, она автоматизирует (например, ведение дневника), второстепенные детали оставляет на усмотрение пользователя. Документы можно организовывать в виде древовидной структуры любой сложности. С точки зрения дизайна программа вполне традиционная и не требует много времени на освоение. Встроенный редактор сделан на движке от Ворда и предоставляет вполне адекватную моим потребностям функциональность, включая хорошую поддержку таблиц. Вполне отрабатывает свои 40 долларов :-).

Onfolio – средство для сбора информации из Интернета. Можно собирать и структурировать ссылки и делать вырезки из страниц сайтов. Есть известное количество программ, предоставляющих аналогичный сервис, но для меня эта - однозначно лучшая. Вырезает куски на редкость адекватно, с полным сохранением оформления, позволяет редактировать вырезанное (правда, редактор все-таки слабоват). Структурируется информация традиционными парадигмами – есть понятие коллекции, в которой можно создавать каталоги, а в них – записи. Коллекция – это просто файл. При вырезании запоминается дата и адрес источника, можно добавлять свои атрибуты (заголовок, описание, цветной флажок). Очень не хватает тегов, средств упорядочения каталогов и цветового выделения заголовков записей. Собранные коллекции (части коллекций) можно экспортировать в виде единого mhtm-файла, который прекрасно отображается броузером. Разумеется, в записях можно хранить не только вырезки, но и произвольные тексты, PDF-документы, фотографии и прочее... Есть фид-агрегатор, но я его не использую. Программа встраивается в IE (в панели Windows Live Toolbar появляются дополнительные кнопочки) и управляется очень просто. Кроме плагина для IE, в комплекте есть и независимый вариант: Onfolio Deskbar.

В свое время я по-честному купил Onfolio и с удовольствием юзал ее года два, но в один прекрасный день фирму-разработчика купил Микрософт, и программа стала бесплатной составной частью Windows Live :-). Ссылку не даю – потерял, а снова искать лень. Программу точно можно найти в недрах микрософтовского сайта, но придется немного покопаться: прямая ссылка из раздела Windows Live не работает, придется искать обходные пути. Но она там точно лежит! :-)

Передаю эстафету (только троим; к сожалению, не все коллеги, предпочтения которых могли бы быть интересны, ведут свои блоги):

Александр Кротов
Дмитрий Гурьев
Сергей Розовик

2 комментария:

Sergey Rozovik комментирует...

Весьма польщен возможностью получить эстафетную палочку от столь уважаемого мною коллеги. Но я уже отстрелялся здесь:"5 инструментов" :)

Анонимный комментирует...

Женя, спасибо за приглашение.
С твоей легкой руки я тоже
участвую в этом всеобщем
безумии. Вот здесь.